Обеспечить безопасность рабочего места — прямая обязанность работодателя, но как быть с охраной труда удаленных работников? Их рабочее место проконтролировать сложно. Этот вопрос назрел давно, но в правовом поле долго оставался неопределенным. Отчасти поэтому организации неохотно разрешали сотрудникам работать удаленно. В период пандемии COVID-19 проблема стала особенно острой, и с 2021 года начали действовать новые правила удаленной работы. Они актуальны до сих пор. Специалисты ООО ТрудБизнесКонсалт знают, как соблюдать правила охраны труда в таких случаях. Основные положения рассказываем в этой статье.
- Охрана труда удаленных работников: особенности
- Охрана труда на удаленке: как организовать
- Охрана труда для удаленных специалистов
Охрана труда удаленных работников: особенности
Определение дистанционной работы, как и условия охраны труда удаленных работников, прописаны в статье 312 ТК. Сейчас нет юридической разницы между «дистанционной» и «удаленной» работой. В обоих случаях подразумевается выполнение служебных обязанностей на расстоянии от работодателя и подконтрольного ему рабочего места. Взаимодействие осуществляется через телефон и интернет, отсутствие связи в течение двух рабочих дней — достаточное основание для увольнения.
Обязанности работодателя по охране труда удаленных сотрудников сильно сокращены. Из более 20 чем пунктов, предусмотренных для штатного персонала, необходимо соблюдать всего несколько, так что удаленный формат работы удобен для организации. В этом случае работодатель должно только:
- Ознакомить сотрудника с требованиями охраны труда при обращении с электрооборудованием, которое рекомендует или предоставляет организация.
- Вести учет связанных с профессиональной деятельностью несчастных случаев и заболеваний, а также расследовать их.
- Обеспечить удаленным сотрудникам страховку от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
- Выполнять предписания контролирующих органов, если те обнаружат нарушения прав работников на дому.
Охрана труда на удаленке: как организовать
Организовать охрану труда на удаленке проще, чем на стационарных рабочих местах, но есть свои особенности. В договоре в обязательном порядке указывается наименование работодателя и адрес его регистрации. Это будет официальное место работы удаленного специалиста, но выполнять служебные обязанности он может в любом другом месте.
Трудовой кодекс разрешает сотруднику самостоятельно выбирать режим труда и отдыха. Но работодатель вправе прописать в договоре обязательные правила трудового распорядка, принятого в организации.
Хотя проводить СОУТ не требуется, работодатель отвечает за все оборудование и ПО, необходимое для выполнения работы. Он должен предоставить технику или компенсировать расходы на нее. Если сотрудник предпочитает работать на своем оборудовании, он должен согласовать это с работодателем.
Охрана труда для удаленных специалистов
В большинстве случаев охрана труда для удаленных специалистов сводится к страхованию и инструктажу. Как правильно инструктировать работника:
- Чтобы не допустить несчастных случаев, перед инструктажем постарайтесь представить все возможные риски и опасности, с которыми может столкнуться сотрудник на своем рабочем месте.
- Тщательно проговорите эти риски во время инструктажа, не забывая о стандартной информации по электро- и пожаробезопасности. После устных инструкций, отправьте письменные копии в формате pdf.
- Перечислите правила безопасности с любыми приборами, с которыми может взаимодействовать человек во время работы: компьютер, смартфон, МФУ, чайник и так далее.
Если у вас остались вопросы, воспользуйтесь консультацией в ООО ТБК. Нам можно поручить организацию охраны труда удаленных работников под ключ независимо от сферы вашей деятельности. Мы гарантируем точное соблюдение трудового кодекса и помощь в решении сложных ситуаций, например, при несчастном случае. Таким образом вы защищаете себя от штрафов и других видов ответственности.
Чтобы воспользоваться нашими услугами, оставьте на сайте заявку с контактными данными. Мы быстро перезвоним вам и расскажем об условиях сотрудничества.