- Особенности охраны труда в торговле
- Инструктаж по охране труда в магазине: что необходимо учитывать
- Необходимые документы: инструкция по охране труда в магазине
- Как оформлять руководству магазина документы по охране труда
- Что еще необходимо из документации по безопасности и охране труда в магазине
- Важность безопасности и охраны труда в магазине для продавцов и сотрудников
- Инструктаж по охране труда в магазине
- Требования к охране труда на предприятиях розничной торговли
- Преимущества аутсорсинга охраны труда в магазинах
Особенности охраны труда в торговле
Особенности охраны труда в торговле включают необходимость обеспечения безопасности как сотрудников, так и покупателей в условиях высокопроходных и часто многолюдных торговых точек.
Торговые сети различной формы собственности и масштабов позволяют обеспечить трудовую занятость. Независимо от разновидности реализуемых товаров, охрана труда в магазинах – одна из основных обязанностей владельцев и директоров, выступающих работодателями.
Организация безопасного труда позволяет предотвратить (минимизировать) риски причинения вреда здоровью при выполнении трудовых обязанностей работниками розничной или оптовой торговли промышленными и продовольственными товарами.
Руководители и собственники крупных торговых сетей, их филиалов, других предприятий торговли несут ответственность за безопасность и охрану труда в магазине.
АКЦИЯ! Бесплатный выездной аудит в вашей организации!
Инструктаж по охране труда в магазине: что необходимо учитывать
Инструктаж по охране труда в магазине должен учитывать специфические риски, связанные с торговой деятельностью, такие как работа с оборудованием, погрузка и разгрузка товаров, а также потенциальные ситуации, связанные с поведением клиентов.
Уже на этапе планирования открытия магазина продуктов, одежды, спортивных товаров, бытовой химии и так далее, необходимо разработать политику в области охраны труда персонала с учетом:
- специфики торговой деятельности;
- особенностей реализуемой продукции;
- интенсивности потока покупателей;
- режима работы магазина.
Чтобы принять меры для обеспечения безопасности труда персонала (в рамках охраны труда в магазине), с которым собственник или директор магазина вступает в трудовые отношения, нужно знать:
- законодательные и отраслевые требования;
- нормы охраны труда в магазине;
- техники безопасности;
- производственной санитарии;
- противопожарной безопасности.
Необходимые документы: инструкция по охране труда в магазине
Инструкция по охране труда в магазине является обязательным документом, который регламентирует основные правила и меры по обеспечению безопасности работы сотрудников, а также описывает процедуры действий в случае аварий или несчастных случаев.
Чаще всего нарушения требований норм охраны труда по оформлению документов по ОТ в магазине и ознакомлению с ней под роспись работников, выявляются в ходе внеплановых проверок контролирующих органов после несчастных случаев.
Чтобы избежать проблем, привлечения к ответственности в виде штрафных санкций, вплоть до приостановления деятельности сроком на 90 дней, нужно точно знать, что входит в базовый пакет документов по охране труда магазина.
Как оформлять руководству магазина документы по охране труда
Для правильного оформления документов по охране труда в магазине стоит использовать стандартизированные формы, проводить регулярные проверки и обновления, а также обеспечивать доступность материалов для всего персонала, что способствует соблюдению норм охраны труда и повышению безопасности на предприятии.
- Прежде всего, как того требует трудовое законодательство (ст. 217 ТК РФ), необходимо создать и закрепить в локальном нормативном акте систему управления охраной труда (СУОТ).
- Введение в действие положений, касающихся конкретного магазина, оформляется письменным приказом (директора, управляющего, то есть первым руководителем торговой точки).
Принимая во внимание масштабы торговли и специфику товаров, чтобы созданная система эффективно функционировала, в документах по охране труда необходимо закрепить:
- состав, обязанности и права службы охраны труда в магазине;
- план мероприятий по улучшению условий труда и график их выполнения;
- перечни лиц, обязанных с установленной периодичностью проходить медосмотры, обучение по обязательным программам, касающимся вопросов охраны труда, оказания первой помощи пострадавшим;
- порядок проведения спецоценки рабочих мест;
- программы и виды обучения персонала;
- формы ведения журналов регистрации и учета инструктажей, несчастных случаев, микротравм и т. д.
Что еще необходимо из документации по безопасности и охране труда в магазине
Безопасность и охрана труда в магазине включают в себя комплекс мер, направленных на защиту сотрудников и покупателей от возможных травм и несчастных случаев, что включает соблюдение санитарных норм, использование соответствующего оборудования и периодическое обучение персонала.
Выше приведен далеко не полный перечень основных документов по охране труда в магазине, которые могут потребоваться.
Всю документацию по безопасности и охране труда в магазине классифицируют по нескольким типам:
- положения;
- приказы;
- журналы;
- перечни;
- инструкции;
- графики;
- программы;
- протоколы.
Важность безопасности и охраны труда в магазине для продавцов и сотрудников
Несмотря на то, что работа в торговле не считается опасной, способной привести к развитию профзаболеваний, остаются риски получить травмы и увечья. Ошибочно думать, что достаточно только провести инструктаж работника по охране труда на рабочем месте в магазине. Также следует обратить внимание на выполнение других обязательных требований по безопасности и охране труда в магазине.
Например:
- при использовании в торговле холодильного оборудования важно соблюдать правила его эксплуатации;
- на кассира торгового зала, помимо нервно-психических перегрузок, могут оказывать вредное воздействие недостаточная освещенность, также есть риски причинения вреда из-за неполадок электропроводки, неисправности кассового аппарата;
- на складах торговых точек работники подвержены риску травматизма подъемно-транспортным оборудованием при перемещении тары, товаров или при обрушивании штабелей складируемых и взвешиваемых товаров и т. д.
Эффективные меры безопасности и охраны труда в магазине снизят вероятность возникновения несчастных случаев, повреждений и заболеваний среди сотрудников. В свою очередь это будет способствовать повышению производительности, снижению затрат на медицинское обслуживание, компенсации.
Инструктаж по охране труда в магазине
Перед допуском к самостоятельной работе каждый сотрудник должен пройти инструктаж по охране труда в магазине.
Определяют несколько видов инструктажей:
- вводный - для всех вновь принятых на работу лиц;
- первичный инструктаж по охране труда в магазине – с учетом должностных или профессиональных обязанностей;
- с установленной периодичностью повторный на рабочем месте;
- целевой – при поручении выполнения разовых работ или требующих оформления наряда-допуска;
- при нормативно-определенных обстоятельствах – внеплановый, например, если изменились технологические процессы.
Инструкции по охране труда в магазине разрабатывают с учетом трудовых обязанностей работников, используемых приборов и оборудования.
Требования к охране труда на предприятиях розничной торговли
Для выполнения функций по охране труда на предприятиях розничной торговли к ответственным и должностным лицам предъявляются особые требования.
Штатные специалисты должны иметь соответствующий уровень профессиональной подготовки, регулярно проходить обучение и проверку знаний в лицензированных учебных центрах по вопросам безопасности и охраны труда в магазине.
При общей численности продавцов и прочих сотрудников магазина менее 50 человек, работодателю нет необходимости вводить специально штатную единицу, отвечающую за охрану труда в магазине, или изучать все нормативные требования самостоятельно.
Преимущества аутсорсинга охраны труда в магазинах
Выполнение функций специалиста по охране труда в магазине можно передать по договору сторонней организации, прошедшей аккредитацию и получившую право на оказание услуг в сфере охраны труда. Такой компанией является «ТрудБизнесКонсалт».
Аутсорсинг охраны труда в магазине дает возможность:
- Значительно сэкономить на расходах по содержанию штатного сотрудника, оплате обязательных страховых взносов.
- Не тратить время на мониторинг актуальности принимаемых мер по безопасности и охране труда.
- Свести к минимуму претензии со стороны работников и разногласия с контролирующими и надзорными органами по поводу нарушений трудовых норм.
- Сосредоточиться на основной деятельности, оставив управление охраной труда в магазине опытным экспертам.
Передавая охрану труда в торговле на аутсорсинг, владелец или директор торговой точки могут рассчитывать на опыт специалистов, которые уже прошли обширную подготовку, получили необходимые навыки и практику в области охраны труда, с учетом конкретных потребностей и специфики торговли.