- Особенности охраны труда в торговле
- Инструктаж по безопасности и охране труда в магазине: что необходимо учитывать
- Необходимые документы: инструктаж по охране труда в магазине
- Как оформлять руководству магазина документы по охране труда на предприятиях розничной торговли
- Какие необходимы документы по охране труда в магазине
- Безопасность и охрана труда в магазине для продавцов и сотрудников
- Инструктаж по охране труда в магазине
- Требования к охране труда на предприятиях розничной торговли
- Преимущества аутсорсинга охраны труда в магазинах
Особенности охраны труда в торговле
Особенности охраны труда в торговле включают необходимость обеспечения безопасности как сотрудников, так и покупателей в условиях высокопроходных и часто многолюдных торговых точек.
Торговые сети различной формы собственности и масштабов позволяют обеспечить трудовую занятость. Независимо от разновидности реализуемых товаров, охрана труда в магазинах – одна из основных обязанностей владельцев и директоров, выступающих работодателями.
Организация безопасного труда позволяет предотвратить (минимизировать) риски причинения вреда здоровью при выполнении трудовых обязанностей работниками розничной или оптовой торговли промышленными и продовольственными товарами.
Руководители и собственники крупных торговых сетей, их филиалов, других предприятий торговли несут ответственность за безопасность и охрану труда в магазине.
АКЦИЯ! Бесплатный выездной аудит в вашей организации!
Инструктаж по безопасности и охране труда в магазине: что необходимо учитывать
Инструктаж по безопасности и охране труда в магазине должен учитывать специфические риски, связанные с торговой деятельностью, такие как работа с оборудованием, погрузка и разгрузка товаров, а также потенциальные ситуации, связанные с поведением клиентов.
Уже на этапе планирования открытия магазина продуктов, одежды, спортивных товаров, бытовой химии и так далее, необходимо разработать политику в области охраны труда персонала с учетом:
- специфики торговой деятельности;
- особенностей реализуемой продукции;
- интенсивности потока покупателей;
- режима работы магазина.
Чтобы принять меры для обеспечения безопасности труда персонала (в рамках охраны труда в магазине), с которым собственник или директор магазина вступает в трудовые отношения, нужно знать:
- законодательные и отраслевые требования;
- нормы охраны труда в магазине;
- техники безопасности;
- производственной санитарии;
- противопожарной безопасности.
Необходимые документы: инструктаж по охране труда в магазине
Инструктаж по охране труда в магазине является обязательным документом, который регламентирует основные правила и меры по обеспечению безопасности работы сотрудников, а также описывает процедуры действий в случае аварий или несчастных случаев.
Чаще всего нарушения требований норм охраны труда по оформлению документов по ОТ в магазине и ознакомлению с ней под роспись работников, выявляются в ходе внеплановых проверок контролирующих органов после несчастных случаев.
Чтобы избежать проблем, привлечения к ответственности в виде штрафных санкций, вплоть до приостановления деятельности сроком на 90 дней, нужно точно знать, что входит в базовый пакет документов по охране труда магазина.
Как оформлять руководству магазина документы по охране труда на предприятиях розничной торговли
Для правильного оформления документов по охране труда на предприятиях розничной торговли стоит использовать стандартизированные формы, проводить регулярные проверки и обновления, а также обеспечивать доступность материалов для всего персонала, что способствует соблюдению норм охраны труда и повышению безопасности на предприятии.
- Прежде всего, как того требует трудовое законодательство (ст. 217 ТК РФ), необходимо создать и закрепить в локальном нормативном акте систему управления охраной труда (СУОТ).
- Введение в действие положений, касающихся конкретного магазина, оформляется письменным приказом (директора, управляющего, то есть первым руководителем торговой точки).
Принимая во внимание масштабы торговли и специфику товаров, чтобы созданная система эффективно функционировала, в документах по охране труда необходимо закрепить:
- состав, обязанности и права службы охраны труда в магазине;
- план мероприятий по улучшению условий труда и график их выполнения;
- перечни лиц, обязанных с установленной периодичностью проходить медосмотры, обучение по обязательным программам, касающимся вопросов охраны труда, оказания первой помощи пострадавшим;
- порядок проведения спецоценки рабочих мест;
- программы и виды обучения персонала;
- формы ведения журналов регистрации и учета инструктажей, несчастных случаев, микротравм и т. д.
Какие необходимы документы по охране труда в магазине
Выше приведен перечень необходимых документов по охране труда в магазине.
Всю документацию по безопасности и охране труда в магазине классифицируют по нескольким типам:
- положения;
- приказы;
- журналы;
- перечни;
- инструкции;
- графики;
- программы;
- протоколы.
Безопасность и охрана труда в магазине для продавцов и сотрудников
Безопасность и охрана труда в магазине для продавцов и сотрудников включают в себя регулярное обучение по технике безопасности, использование защитного оборудования и соблюдение стандартов работы. Несмотря на то, что работа в торговле не считается опасной, способной привести к развитию профзаболеваний, остаются риски получить травмы и увечья. Ошибочно думать, что достаточно только провести инструктаж работника по охране труда на рабочем месте в магазине. Также следует обратить внимание на выполнение других обязательных требований по безопасности и охране труда в магазине.
Например:
- при использовании в торговле холодильного оборудования важно соблюдать правила его эксплуатации;
- на кассира торгового зала, помимо нервно-психических перегрузок, могут оказывать вредное воздействие недостаточная освещенность, также есть риски причинения вреда из-за неполадок электропроводки, неисправности кассового аппарата;
- на складах торговых точек работники подвержены риску травматизма подъемно-транспортным оборудованием при перемещении тары, товаров или при обрушивании штабелей складируемых и взвешиваемых товаров и т. д.
Эффективные меры безопасности и охраны труда в магазине снизят вероятность возникновения несчастных случаев, повреждений и заболеваний среди сотрудников. В свою очередь это будет способствовать повышению производительности, снижению затрат на медицинское обслуживание, компенсации.
Инструктаж по охране труда в магазине
Перед допуском к самостоятельной работе каждый сотрудник должен пройти инструктаж по охране труда в магазине.
Определяют несколько видов инструктажей:
- вводный - для всех вновь принятых на работу лиц;
- первичный инструктаж по охране труда в магазине – с учетом должностных или профессиональных обязанностей;
- с установленной периодичностью повторный на рабочем месте;
- целевой – при поручении выполнения разовых работ или требующих оформления наряда-допуска;
- при нормативно-определенных обстоятельствах – внеплановый, например, если изменились технологические процессы.
Инструкции по охране труда в магазине разрабатывают с учетом трудовых обязанностей работников, используемых приборов и оборудования.
Требования к охране труда на предприятиях розничной торговли
Для выполнения функций по охране труда на предприятиях розничной торговли к ответственным и должностным лицам предъявляются особые требования.
Штатные специалисты должны иметь соответствующий уровень профессиональной подготовки, регулярно проходить обучение и проверку знаний в лицензированных учебных центрах по вопросам безопасности и охраны труда в магазине.
При общей численности продавцов и прочих сотрудников магазина менее 50 человек, работодателю нет необходимости вводить специально штатную единицу, отвечающую за охрану труда в магазине, или изучать все нормативные требования самостоятельно.
Преимущества аутсорсинга охраны труда в магазинах
Выполнение функций специалиста по охране труда в магазине можно передать по договору сторонней организации, прошедшей аккредитацию и получившую право на оказание услуг в сфере охраны труда. Такой компанией является «ТрудБизнесКонсалт».
Аутсорсинг охраны труда в магазине дает возможность:
- Значительно сэкономить на расходах по содержанию штатного сотрудника, оплате обязательных страховых взносов.
- Не тратить время на мониторинг актуальности принимаемых мер по безопасности и охране труда.
- Свести к минимуму претензии со стороны работников и разногласия с контролирующими и надзорными органами по поводу нарушений трудовых норм.
- Сосредоточиться на основной деятельности, оставив управление охраной труда в магазине опытным экспертам.
Передавая охрану труда в торговле на аутсорсинг, владелец или директор торговой точки могут рассчитывать на опыт специалистов, которые уже прошли обширную подготовку, получили необходимые навыки и практику в области охраны труда, с учетом конкретных потребностей и специфики торговли.